Что делать, если клиент не платит?

Очень часто представители среднего и малого бизнеса, предоставляющие услуги и передающие товар с отсрочкой платежа, сталкиваются с ситуациями, при которых клиент не платит деньги за выполненные работы, оказанные услуги или переданный товар.

К сожалению, просроченная дебиторская задолженность – это то явление, с которым регулярно сталкивается практически любая коммерческая организация. Сегодня разберемся, что же делать в такой ситуации, чтобы как можно быстрее вернуть ваши законные денежные средства.

С чего начать подготовку к возврату денежных средств?

Сразу обозначим, что есть несколько путей возврата:

Досудебное урегулирование

Судебное урегулирование

Досудебное урегулирование применяется тогда, когда есть возможность договориться с клиентом и согласовать сроки оплаты, которые устроят обе стороны. При этом очень важно в случае достижения договоренностей зафиксировать эти договоренности в письменной форме – в виде Соглашения о погашении задолженности. Досудебное урегулирование – это самая мирная форма взаимодействия с вашим должником.

При этом, даже если вы заключили Соглашение о погашении долга, я рекомендую все равно держать руку на пульсе и тщательно собрать доказательственную базу для того, чтобы в случае нарушения сроков, оговоренных в данном Соглашении, вы могли бы быстро перейти к судебному регулированию вашего спора и подать все документы в суд. Т.е. задача – собрать все те доказательства, которые у вас есть на руках.
 

Речь идет о таких документах, как:

  • Договор;
  • Акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
  • Товарные накладные ТОРГ-12;
  • Экспедиторские документы;
  • Иные доказательства, которые доказывают факт того, что вы надлежащим образом выполнили работы (оказали услуги) или передали товар вашему контрагенту. Это может быть электронная переписка с вашим должником, листы отработанного времени. Словом все то, что говорит о том, что вы выполняли работы (оказывали услуги) или передавали товар.
  • Акт сверки расчетов с вашим должником

При этом обратите внимание – все выше перечисленные документы должны быть корректно оформлены. Что значит корректно оформлены? А это значит, что они должны быть подписаны Генеральным директором вашего должника с проставлением печати его организации либо лицом по доверенности, выданной от имени генерального директора вашего должника, с приложением копии данной доверенности. Если вы имеете на руках корректно оформленные документы, то шансы на успех вашего дела в суде значительно повышаются.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, при которых документы оформлены не надлежащим образом. Например, Акт выполненных работ подписан лицом по доверенности, а сама доверенность на лицо, подписывающее данный Акт, отсутствует у взыскателя. Это, как правило, означает, что должник с легкостью может опровергнуть факт приема работ, доказывая тот факт, что он не уполномочивал данное лицо принимать работы и подписывать документы. И ситуация в суде в этом случае для вас осложнится.

Именно поэтому я призываю всех предпринимателей очень тщательно относиться к оформлению документов. Так как даже малейший промах в дальнейшем может привести к тому, что вы потеряете часть своих же денег.

Важность Акта сверки расчетов

Теперь хочется сказать несколько слов про подписание Акта сверки расчетов. Я рекомендую подписывать Акт сверки расчетов с вашим должником в той стадии, пока ваши отношения еще не достигли суда (более того – даже тогда, когда ваш должник еще даже не подозревает о том, что вы планируете подавать на него в суд). Просто обратитесь к должнику с просьбой подписать Акт сверки расчетов (в котором, естественно, будет указано, что он должен вам определенную сумму денег). Дело в том, что наличие данного Акта также значительно упростит вам (или вашему юристу) жизнь в суде. Ведь подписание Акта сверки расчетом с указанием суммы долга вашим должником – является фактом признания им суммы задолженности, а значит, в суде «отвертеться» ему будет значительно труднее.

Итак – максимально тщательно подходим к вопросу сбора доказательств. Ведь чем грамотнее оформлены у вас все документы, тем значительно больше шансов у вас на выигрыш в суде. Ведь зачастую бывают такие ситуации, когда и работы-то выполнялись, и услуги оказывались и товар передавался в действительности, а документов нет или они некорректно оформлены – и истец не получает отрицательное решение суда.

Именно поэтому я рекомендую всегда прибегать к помощи компетентного юриста на этапе заключения договоров, ведь именно он поможет вам корректно оформить документы и избежать значительных финансовых потерь в будущем.

Итак, вы собрали все доказательства того, что надлежащим образом выполнили свои обязательства. Что же делать дальше?

А дальше направляем вашему должнику письменную претензию. Это обязательное требование закона. Без направленной претензии суд просто не примет ваши документы на рассмотрение. Обязательный претензионный порядок действует совсем недавно – с 01 июня 2016 года.

Что написать в претензии? Четких требований в законе не прописано. Следует написать все свои требования к должнику и перечислить, на основании чего они возникли. Крайне желательно, попробовать получить от должника ответ, в котором он соглашается с заложенностью (хотя бы косвенным образом). Данный ответ в суде сослужит хорошую службу, как факт признания долга.

В претензии необходимо указать срок для ответа на нее. По истечении данного срока, вы можете обращаться в суд с целью защиты своих нарушенных прав. О том, как самостоятельно подготовить и подать Исковое заявление в суд вы можете узнать из одной из моей статей.

 

В случае, если же у Вас остались вопросы по данной проблеме, то ознакомьтесь с моими услугами по «Взысканию задолженности» и звоните!

Я обязательно Вам помогу!

Получить консультацию
У вас есть юридический вопрос?
Сегодня найти честного и профессионального юриста непросто
Но Вам повезло! Вы попали туда, куда нужно!
Связаться со мной
Ваше дело – в надежных руках! От вас нужны только документы, все остальные вопросы я беру на себя!
^